Еженедельник "Диван-газета"
МОЯ «АРКТИКА»
Александр Баринов. Продолжение. Начало в №№49, 50

ГЕРОИЧЕСКИЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ЛЕДОКОЛА
Пожалуй, два рейса «АРКТИКИ» отмечены в истории и могут быть признаны героическими в самом прямом смысле. Август 1977 года – научно-экспериментальный поход на Северный полюс. О нём написано много. Я бы отметил то, что это было первым посещением полюса надводным судном в свободном плавании. Сейчас на полюс ходят по расписанию. Но в истории остаются первопроходцы. Все участники этого рейса были награждены правительственными
наградами, пятеро из них стали Героями Социалистического Труда. Среди них капитан и главный механик. Люди это заслужили. На лобовой надстройке ледокола появился Орден Октябрьской Революции. Второй – рейс осенью 1983 года в Восточный сектор Арктики. Ситуация там сложилась чрезвычайная. Затёрты льдами десятки судов. Дизельные ледоколы стояли, не могли двигаться. Завоз снабжения, топлива, продовольствия на Чукотку был под угрозой срыва. Сжатием раздавило одно судно, оно затонуло с грузом. На уровне Совета Министров решался вопрос об эвакуации населения. Ледокол «Арктика» сыграл решающую роль в разрешении ситуации. Необходимые грузы были завезены. Чукотка вернулась к нормальной жизни. Труд моряков был также оценён наградами правительства. Капитану присвоено звание Героя Социалистического Труда.

ПОСЛЕДНИЙ РЕЙС
21 августа 2008 года у ледокола заканчивается срок действия документов Морского Регистра РФ. Техническая и экономическая целесообразность дальнейшей эксплуатации старого ледокола отсутствует. Слишком затратно. Запас ядерного топлива на исходе, хотя при рачительном пользовании месяца на 3-4 ещё хватит. Доработать эти месяцы при желании и определённых материальных и организационных затратах с продлением документов реально.
Но воли «уходящего» руководства нет, сказывается предстоящая передача ледоколов под управление Росатома. Есть другие ледоколы, моложе. Поэтому – ПОСЛЕДНИЙ! Ледокол должен вернуться в порт к этой дате. В перспективе выгрузка ядерного топлива, некоторые доковые работы. Постановка ледокола «на прикол». Печально, но у всего есть своё начало, есть и свой конец. Просто к этому надо быть готовым. Наверняка настанет минута и скупой мужской слезе.

ОБЫЧНАЯ РАБОТА
По своему характеру обычная работа ничем не отличается от тех рейсов, что упоминались выше. Бывают и более сложные ситуации, но масштабом поменьше, без телевидения, без прессы, без оркестра на причале.
Выход. Выход в море - это начало рейса. Подготовка к выходу начинается практически на следующий день после прихода. Завоз продовольствия и снабжения, смена экипажа, отчёт за рейс, проверки различных комиссий. И практически всегда находятся недоработки. Устранение замечаний, влияющих на выход. Доклад о выполнении. Надо успеть и свои дела сделать, пока на берегу. Одним словом – суета. Поэтому выход все ждут с нетерпением и надеждой. Оформление отхода – венец всей подготовки и при положительном исходе конец волнениям. Каждый раз всё это происходит по-своему, но что-то общее этой последовательности присуще.
Буксиры подходят к борту. Вот и лоцман на мостике. ГЭУ готова к работе, начальники служб доложили о наличии личного состава. Проверена работа тифонов. К причалу неспешно продвигается береговая швартовная команда. Отдан последний швартов. Звучит команда: «Боцману на якоре стоять!» Медленно причал отплывает от борта ледокола. Всё земное удаляется вместе с ним. Два часа, и ледокол выходит из Кольского залива в Баренцево море. Не всегда оно приветливо встречает своих мореходов. Как и настроение у человека – переменчиво. Начинается иная жизнь.

Здесь позволительно маленькое отступление. Из Кольского залива есть две дороги. Одна ведёт в Арктику – надо повернуть направо. За границу – налево. Географически так определено. У моряков Мурманского пароходства существует разделение на тех, кто «ходит налево» и «ходит направо». Большинство предпочитает «ходить налево». Ледокольщику «налево ходить» не суждено.
Море. Оно бывает и спокойным, и штормовым. Штормовое море – испытание для любого человека. Часто на ледоколы приходят люди, плохо переносящие качку. Ведь основная работа ледокола во льдах. Но до льда надо ещё дойти. Каждый переносит качку по-разному. Укачиваются все. Не верьте тому, кто говорит иное. Некоторые просто «лежат». У других людей просыпается аппетит, но таких мало. Лучшее средство от дурного самочувствия – смотреть вдаль на горизонт и выходить иногда на ветерок. Продувает насквозь, но и состояние улучшается. Лежать тоже хорошо, правда, не всегда удобно. Работать приходится в любых условиях. Работа отвлекает от шторма. Помогают также сухари или что-нибудь солёное. Люди, совсем не выносящие шторма, уходят работать на берег. Бывает, во время шторма посещают мысли: «А не бросить ли всё это…» (дальше на Ваше усмотрение). Если честно, бывает и страшно. Но волна спадёт, и всё забывается. Со временем появляется привычка. Поверьте на слово: кто штормовал - тот умеет ценить жизнь.
Работа. Она уже началась. Большая часть экипажа распределена по вахтам. Вахты несутся круглосуточно «четыре через восемь». Это значит, что четыре часа - вахта, затем перерыв (отдых) - восемь часов. Люди годами привыкают к определённым вахтам. После рейса ещё длительное время приходится настраиваться на береговой лад. Особенно это проявляется у несущих вахту с 0(12) до 4(16) часов. За несколько месяцев вырабатывается стойкая привычка в это время бодрствовать.

На всех вахтах, несмотря на некоторые неудобства, существуют и свои положительные стороны. Старпому, у которого вахта с 4(16) до 8(20) часов, суждены восходы и закаты. На всю жизнь запоминается эта неповторимая красота, обязанная вращению планеты вокруг своей оси. Попробуйте на морозе, желательно с небольшим ветерком в лицо, понаблюдать за солнцем над горизонтом. В глазах появятся слезинки, но не спешите их вытирать. И Вы, может быть, увидите что-то похожее на иероглифы, японские или китайские. Вероятно, именно солнце - причина их возникновения в письменности восточных стран, «стран восходящего солнца».

Уставом на флоте предписано четырёхразовое питание. Не то чтобы моряки очень любят поесть, скорее, для удобства вахтенной службы. Несущим вахту ночью организуется ночной чай. Ну, а меню и всё остальное зависит от шеф-повара. Хлеб печётся на ледоколе.
Продовольственные кладовые рассчитаны на семимесячный запас продовольствия. Поверьте, «харч» - главное в море. Плохие повара на судне более одного рейса «не задерживаются». Иначе «бунт на корабле». Хороший повар – уважаемый человек.

6 июля, воскресенье. На берегу отмечают День работников морского и речного транспорта (первое воскресенье июля). Наш профессиональный праздник. Может быть, поэтому море отнеслось снисходительно к нам в начале ПОСЛЕДНЕГО РЕЙСА. 5 баллов для ледокола - малозаметная качка. Чуть окатывало брызгами. Правда, «по просьбе трудящихся» пришлось перенести общесудовое собрание на другой день.
Комментарии:
Гость

Ваш комментарий будет здесь

 
Код с картинки:
 
 
  
   

 
Свежий номер


Какая рубрика в "Диван-газете" вам наиболее интересна?

Новости(78)
Крупный план(11)
Ситуация(8)
Зарядка на диване(7)
Происшествия(63)
Вечные ценности(9)
Город садоводов(11)
Диванчик(27)
Навигатор(23)
Юмор(92)
Лёжа на диване(9)
Афиша(23)
 
 
Все права на материалы, находящиеся на страницах портала www.divan-gazeta.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах.
При использовании материалов портала в WEB источниках гиперссылка на www.divan-gazeta.ru обязательна. Использование материалов в печатных изданиях без разрешения администрации портала запрещено. (условия ограниченного использования материалов).
© РА “Снежинск Медиа”, 2008 г. Разработка и поддержка РА "Снежинск Медиа"