|
Еженедельник "Диван-газета" Детям что оставим?
Предки наши умели беречь природные богатства. А мы?
Проезжая по загородным трассам, иногда замечаешь в неприметных местах старые плакаты на тему «Берегите лес!». Эта наглядная агитация находится в абсолютном проигрыше перед громадными красочными рекламными баннерами, установленными на каждой пяди дорог, не заметить которые просто невозможно.
Письмо, пришедшее в редакцию «ДГ», заставило еще раз задуматься над тем, что происходит с нами. Что мы делаем, а точнее, почему ничего не делаем, чтобы помешать бездумному уничтожению нашей природы? Ведь это с нашего молчаливого согласия происходят экологические катастрофы, в результате которых гибнет животный и растительный мир...
Чем дальше в лес…
«По поводу сохранения оставшихся лесных запасов в России не говорит только ленивый. Однако возможности для борьбы с набравшей ход браконьерской машиной ничтожно малы, - пишет нам Алексей Крюков. - О восстановлении взятого у природы и у нас с вами я могу судить по своему опыту общения с окрестной природой. В летний период, потакая душевным потребностям, я имею привычку бродить по лесам не только снежинского лесхоза, но и уфалейского. За десять с лишним лет я много узнал о жизни наших лесов и их обитателей.
Знаю барсучьи норы, предполагаю, почти наверняка, о месте волчьего логова. На дороге, проходящей в низком топком месте, можно видеть следы енота, лося, волка, барсука и всякой другой лесной мелочи. Возле речки Долгой на одном из деревьев видел медвежий задир. Его же следы, не похожие ни на чьи другие, кроме человечьих, видел в районе Макаровского карьера. Осенью часто встречаешь кормящуюся на черничниках беспечную самку глухаря; осторожного самца только слышишь по громкому хлопанью крыльев. И вся эта лесная жизнь происходит за той голубеющей горной цепочкой, которую мы видим, взобравшись на Лысую гору и обратившись лицом на запад. Называются те горки Тугашкинскими, по одноименной речушке, впадающей в Вязовку.
Горы пока еще покрыты лесом и пока обитаемы. Однако приносит лихоманка на эти склоны механизированных и вооруженных пилами лесорубов. Официальных ли, браконьеров ли – результат всегда плачевный: огромная проплешина, с годами зарастающая крапивой да кипреем, но никак не новыми соснами и елями, что было бы справедливо и честно. Вот и прошедшей весной бесстыдно обнажился склон Долгореченской горы. Все эти порубы происходят на периферии Уфалейского лесхоза. Видимо, подальше от взгляда своей общественности, зато в непосредственной близости территории нашего лесничества – у нас за околицей. Нетрудно представить будущее этих лесов лет этак через 20.
Находясь на той же Лысой горе, повернувшись градусов на 30 севернее, видишь еще одну горную цепочку – Березовый Увал. В последний год ушедшего века собрался я посетить эти интересные места. Если нашу Синару можно назвать бажовским местом только условно, то места от озера Сысертского, так называемой Сысертской дачи, и до самой Сысерти – бажовские безусловно. Тем и интересны. Мы о них в детстве читали в произведениях самого автора. Один мой приятель – коллекционер до мозга костей и знаток Уральской природы, помогая взгромоздиться на велосипед, напут-ствовал такими словами: «...а обогнув Сысертское озеро справа, увидишь, Леха, рощу лиственниц красоты необыкновенной. Присядь, отдохни, послушай, как ветер гудит в их вершинах. Это, Леха, музыка!»
Однако, добравшись до упомянутого озера, попутно отбившись от собак насосом и обогнув его справа, я с горечью убедился: с какой стороны его ни объезжай – лиственничной рощи не сыщешь. Канула, Семеныч, твоя роща в лету или еще куда. Как, впрочем, и огромное количество другого леса на огромной же территории.
На исходе дня, возвращаясь в Снежинск и встретив на кордоне известного многим свердловского охотоведа, я попенял ему: «Что же вы, свердловчане, леса свои так изводите? В пустыне жить собрались?!» На что живописный, принявший только что таинство крещения, с огромным нательным крестом на груди, охотовед остудил мой гнев и поставил на место: «Так ведь это ваши территории, снежинские. Ваши «деятели» в начале 90-х их повырубили!»
Иных уж нет... А недобрая память осталась. Однако, в отличие от уфалейских, работники снежинского лесного хозяйства свои вырубленные территории все-таки облагораживают и засаживают, а засадив, саженцы пропалывают и ухаживают за каждым. И это хорошо. Лес будет...»
Партизаны лесных делянок
Каково положение дел на сегодня в снежинском лесном хозяйстве, мы узнали у директора МУ «Лесхоз» Владимира Злоказова и инженера по охране и защите леса Владимира Мельникова.
- Какую площадь занимает наше лесное хозяйство?
- 31 тысячу 992 га, в том числе это и земли института – 11 тысяч га.
- Лесные пожары губят ежегодно тысячи гектаров леса по всей стране. А как с этим обстоят дела в Снежинске?
- На 1 января 2005 года гари составляли 66,2 га – там погибли насаждения, но на сегодняшний день эти площади уже засаживаются лесом. А если посмотреть по годам, то получается следующая картина: в 2004 году был 201 лесной пожар (930 га), в 2005 – 45 (38 га), в 2006 – 101 (156 га), в 2007 - семь лесных пожаров (10 га). Основные площади только пройдены пожаром без гибели насаждений.
- А сколько составляют вырубки по нашему хозяйству?
- Сейчас 0,5 га. Это запланированные вырубки по уходу за лесом.
- А много ли вреда приносят лесному хозяйству самовольные (браконьерские) вырубки? Среди снежинцев есть злостные нарушители закона?
- По сравнению с «большой землей», немного. 50% таких нарушений рассмотрено в суде, нарушители понесли административные наказания – штраф от десяти до 40 тысяч рублей. А некоторым пришлось платить за причиненный ущерб. Например, один «любитель» природы за шесть самовольно срубленных деревьев выложил 242 тысячи рублей. А ценителям шашлыков на свежем воздухе одно срубленное дерево «стоило» 30 тысяч.
В деревне Ключи незаконная вырубка леса «по традиции» велась годами. Сейчас сотрудниками охранных органов и лесхоза незаконные вырубки фактически сведены к нулю.
- Какие предусматриваются работы по части воспроизводства леса, какие средства выделены на эти цели?
- В этом году запланирована посадка сосны на площади 15 га. Всего из городского бюджета на 2008 год на работы по воспроизводству и очистке леса выделено 210 тысяч рублей.
- В каких случаях разрешается вырубка леса?
- Для ухода за лесом (так называемые рубки ухода, рубки-прочистки, прореживание) и для строительства объектов.
- Какие документы для этого необходимо иметь?
- Частному лицу – договор купли-продажи лесных насаждений для соб-ственных нужд граждан, а организации – договор купли-продажи лесных насаждений (ст. 77 Лесного кодекса РФ).
- Какие санкции предусмотрены за самовольную вырубку леса?
- Лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.
- На чьей территории находятся Тугашкинские горки, Березовый Увал и лиственничная роща, упомянутые в письме?
- Вообще, это не наши земли. Очевидно, с 1991 года в тех местах проводились рубки главного пользования, поэтому, вероятно, они и пошли под топор, в том числе и лиственничная роща.
С 1997 года наши леса переведены в первую группу, то есть они выполняют функцию защитных лесов. Здесь предусматриваются только рубки ухода.
Сотрудниками лесхоза делается все, чтобы сохранить и приумножить наше лесное богатство: ведутся работы по уходу и посадкам, пресекаются самовольные вырубки, осуществляется борьба с лесными пожарами. Значит, есть надежда, что лес сохраним!
Мы у природы в долгу
Человеку, выросшему в окружении леса, трудно привыкнуть к каменным джунглям больших городов, пусть даже самых красивых и самых современных. Нам с вами повезло. Многие ли россияне могут наблюдать из окон своих городских квартир лесные пейзажи, вдыхать свежий воздух, настоянный на березовом и сосновом аромате, слышать ранним утром пение птиц?
Современный человек порой перестает замечать то прекрасное, что окружает его в повседневной жизни. А вырвавшись из круговорота обыден-ных дел, устремляется на лоно природы, не в силах совладать с нахлынувшими чувствами. И вот результат: кучи мусора, срубленные деревья, поломанные кусты и прочие знаки «благодарного» гражданина. Но это «цветочки» по сравнению с деятельностью промышленных предприятий, тоннами сбрасывающих в атмосферу и водоемы ядовитые вещества... Мы сегодня у природы привыкли только брать, ничего не желая отдавать взамен.
Наши предки к природе относились иначе. К примеру, воздвиженский помещик Яков Вадарский понастоящему хозяйствовал на земле своей и добром своим распоряжался с умом. При таком хозяине непросто было наведаться в лесные кущи: пускали туда только тех, кто отрабатывал положенное хозяином на очистке и уборке леса. Да и пускали в строго определенное время: когда поспевали грибы-ягоды или подходила сенокосная пора.
Да, отцы и деды наши к природе относились с великим уважением. Знали, что она, как мать родная, и напоит, и накормит, и оденет-обует, и кров даст. По берегам водоемов высаживали деревья, чтобы сберечь берега от подмывания. А топор поднимали только в случае большой необходимости.
Предки наши умели беречь природные богатства. А мы? Что мы оставим детям своим?
Комментарии:
Гость:
|
очень хороший,полезный,научно-познавательный сайт.
|
Гость:
|
мне понравилось!!!
|
Гость
Ваш комментарий будет здесь
|
|