|
Еженедельник "Диван-газета" Испытание выборами
Революции в ходе выборов не произошло: наша политическая система достаточно стабильна и устойчива.
Как и прогнозировалось, партия «Единая Россия» в целом по стране набрала 64 процента голосов.
На «фоне» этого показателя очевидно проявилось отличие результатов голосования в Снежинске. У нас «единороссов» поддержали 50 процентов избирателей, причем «наш» процент – самый низкий среди городов ЗАТО. Вместе с тем ЛДПР и Аграрная партия снискали у снежинского электората неожиданную популярность: 13 и четыре процента соответственно.
Глядя на эти результаты, важно понять, являются ли они формальной оболочкой, случайностью, лишенной политического содержания, или отражают реальные и важные для общества политические процессы?
Пока мы с вами разбираемся, “наверху” выводы уже сделали. Там считают, что доминирование «Единой России» на всем электоральном пространстве страны завоевано за счет накопленного авторитета партии власти. Партия шла
на выборы под лозунгом «План Путина – победа России» и с идеей решения проблемы преемственности власти и курса, обладающего абсолютным ресурсом доверия, но уходящего президента. А вот Снежинск, получается, идеологический контекст выборов не поддержал. Почему?
Этим вопросом задаются, в первую очередь, в городской администрации. Ведь именно главе города Михаилу Железнову пришлось выдержать тяжелый разговор в кабинете у губернатора. «От Снежинска – не ожидал», - сказал тогда Петр Сумин. Он бы еще понял, если бы такие результаты «выдал» какой-нибудь населенный пункт, где жизнь тяжела, беспросветна и кредит доверия всем властям, и прошлым, и нынешним, и будущим, безвозвратно утерян (а такие территории есть!) - нет, во всех городах и весях преимущество «ЕдРа» (читай: курса президента) неоспоримо, но чтобы Снежинск…
Значит, что-то у нас спровоцировало накал критики и протестное голосование, чем-то люди недовольны. «Да, у нас были ошибки в ведении предвыборной кампании», - признает М. Железнов. Прежде всего, это давление, которое многие снежинцы ощутили перед выборами. Работников городских организаций заставляли к 12 часам 2 декабря «отзвониться и доложить», в институте выпустили приказ о «мониторинге» хода голосования… «Кое-кто из наших руководителей слишком
рьяно принялся обеспечивать присутствие сотрудников на избирательных участках, а кто-то откровенно выслуживался… В общем, палку мы явно перегнули, и больше таких ошибок не допустим».
Что еще могло спровоцировать протест? Недовольство политическим фоном в городе? Падение уровня жизни? Давайте разберемся.
Согласитесь, микроклимат сегодня в Снежинске иной, чем прежде: дела в видимом порядке, народ «сыт, обут, нос в табаке». Конечно, чуть-чуть копни – и проблем, слов нет, навалом, но в целом ситуация не несет в себе очевидных, кричащих противоречий. Если, конечно, под «хорошо-плохо» понимать не свои личные и своего круга ощущения, а настроения общества в целом и объективные социально-экономические показатели.
Кстати, о показателях. Позвольте немного сухой статистики. Доходы бюджета города на 2007 год были утверждены в размере 1 383,9 млн. рублей. В течение года доходы были увеличены до 1 803,2 млн. рублей, а дефицит бюджета был снижен с 9,5% до 1,6% или на 26,6 млн. рублей. При этом удалось сохранить высокий уровень бюджетной обеспеченности социальной сферы и полностью рассчитаться с долгами (на начало 2007 года муниципальный долг составлял 25 млн. рублей, на 1 января 2008 года – 0 рублей).
Что значат эти цифры? Они не что иное, как показатель качества жизни населения: наличие работы, достойная заработная плата, комфорт-ное жилье, общественная безопасность, нормальная экологическая обстановка…
Возьмем, например, такой важнейший показатель, как демография. В 2007 году в Снежинске родилось 454 малыша, что на 32 ребенка больше, чем в 2006 году. За прошедший год на постоянное место жительства в Снежинск въехали 408 граждан, а уехали 325, что опять же в плюс по сравнению с 2006-м (312 и 297 соответственно).
Что касается зарплаты: среднемесячная заработная плата в Снежинске за 2007
год составила 13 835 рублей (по полному кругу предприятий) и увеличилась по сравнению с 2006 годом (12 030 рублей).
Занятость: трудоспособного населения у нас – 31 372 человека (в 2006 году – 31 612). При этом на 1 января 2008 года количество обратившихся в поисках работы в городской центр занятости населения составило 1350 человек (в 2006 году – 1579 человек). Уровень зарегистрированной безработицы на конец 2007 года – 0,5% (в 2006-м – 0,6%, а в области - 1,6%).
Жилищная политика: сейчас на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях состоит 2761 семья (в 2006 году – 2842 семьи). 76 молодых семей получили жилищные субсидии (в 2006 году – 14). В городской программе развития ипотечного жилищного кредитования в 2007 году приняли участие 278 семей (в 2006 году – 98). 78 семьям улучшены условия проживания в общежитиях (в 2006 году – 59).
Перечислять можно долго, однако цифры – вещь хотя и красноречивая, но утомительная. Впрочем, понятно главное: о падении уровня жизни в Снежинске говорить не приходится, как раз наоборот. Этим мы обязаны как самим себе (рост собственных доходов городского бюджета в 2007 году составил 69,2 млн. рублей или 29,2%), так и дополнительным вливаниям из федерального (9,9 млн. рублей) и областного (338,5 млн. рублей) бюджетов. (Стоит ли говорить, что многим, очень многим мы обязаны «вышестоящим» бюджетам?) Грех жаловаться и сотрудникам ядерного центра: по итогам года они получили очень неплохую премию, а с марта к жалованию 3200 ключевых специалистов прибавятся ежемесячные субсидии. (Между тем не только главе, но и директору института на своем уровне предстояло пройти через непростое объяснение причин таких результатов на выборах – а как же, и там тоже ситуацию держат на контроле.)
Так если все совсем не так плохо, как мы привыкли об этом говорить, почему же снежинский избиратель открыл в парламентскую кампанию охоту на медведя (забыв, что этот медведь – «Единая Россия» - очень силен, умен и энергичен)?
Может быть, протестный мотив кроется в нас самих? В моральном климате нашего общества стала ощутимее смесь циничного равнодушия и тайной агрессии. Мы стали подходить ко всему потребительски и меркантильно. Наследники романтиков, строивших город будущего, мечтают, чтобы их дети уехали из него за «лучшей долей», и молодое поколение, впитав настроения родителей, живет с мыслью после школы рвать отсюда, только чтобы не остаться «в этой дыре». Мы все время ждем добавки. Или надбавки. (При этом добавка к зарплате в виде двух тысяч воспринимается уже как издевательство: «И это что – все?! Мне должны минимум 20!») В любом случае – только дополнительных благ, но не дополнительной работы. Мы не устаем жаловаться: как тут плохо, скучно. Кинотеатра не было – теперь появился, не хуже, чем на «большой земле», зато возникла новая причина для кислого выражения лица – боулинга для полного счастья не хватает. Нам стало скучно с самими собой. Мы все ждем, уверенные в своей элитарности, что нам все время кто-то что-то должен – деньги, льготы, развлечения... Должен только потому, что мы есть, не важно, соответствуем мы своему статусу или нет (об этом уже никто не задумывается). Но долго ли так продлится?
Что двигало рукой тех снежинских избирателей, которые 2 декабря 2007 года «оформили» свое волеизъявление в виде мата в бюллетене? Наверное, ухмылялись, представляя, как мэра вызовут «наверх» для «наковёрных диалогов». И ведь не деклассированные элементы придумали такой способ «протеста» – они на выборы вообще не ходят, скорее, вполне приличные современные люди. Те же, которые завалили мусором свои же дворы. Те же, которые игнорируют все писаные и неписаные правила благоустройства и ставят машину на газоне. Их немного, но «погоду» они делают. И «погода» начала портиться – в отношении к Снежинску, то есть не лично к мэру, а к нам всем, заметно похолодало.
Теперь давайте подумаем, что мы ставим на карту? В 2009 году процесс нашего перехода под областную юрисдикцию должен быть завершен. Что мы можем предложить Челябинской области, которая является мощным донором для всей России?
Надо понимать, что федеральная и областная составляющие нашего городского бюджета – это необходимость, важная сейчас уже не столько для федералитета, сколько для нас. «Да, у нас есть два мощных вектора – создание ядерного оружия и система образования, - продолжает М. Железнов. - Это наши ценности, наша гордость, но, при всей безусловной значимости, этого мало. Вот мы привыкли считать себя великими и незаменимыми. Насчет величия – без комментариев. Что же касается незаменимости… Настоящей-то элиты у нас человек 100, а еще у нас много просто хороших, ответственных людей, замечательных специалистов, но, увы (или к счастью?), не таких уж незаменимых»…
Выборы в текущей ситуации – это ведь не традиционный «одобрямс!», не привет из прошлого, как подумали многие (а некоторые уже и приготовились аплодировать). Все гораздо серьезнее. В последних выступлениях президента очень явственно прозвучал мобилизационный призыв, «анонсированный» на выборах 2 декабря как «план Путина»: к 2020 году принципиально сменить экономическую модель страны с сырьевой на инновационную, повысить эффективность работы госаппарата, что приведет к качественно иной структуре экономики и, в результате, к повышению жизненного уровня россиян. Доля среднего класса должна вырасти до 60-70 процентов. Увеличатся инвестиции в здравоохранение, образование и науку.
Одним из разработчиков этого плана был Дмитрий Медведев. Путин задал новый тренд в социальной политике («новый социальный курс»), а Медведев его развивает. Неудивительно, что новое большинство ждет детализации - и реализации! – «плана Путина» именно от Медведева. «Не скрою, многие люди даже из моего окружения предпочли бы видеть вместо Медведева Иванова. Но чем же плохо, что руководить страной будет человек, который колоссальную энергию посвящает решению социальных проблем? Что же нам все о войне-то думать? Это же очень важно, что главными ценностями для будущего президента являются стабильность, справедливость, гражданское достоинство, благополучие и социальная ответственность. А Иванов, Медведев, Путин и много других людей, которым мы верим, - это одна команда», - подытожил глава.
По сути, нам предложена не просто концепция будущего. Это концепция необходимого будущего. Неизбежного будущего. Перед нами обозначена альтернатива: не «вольемся» - сомнут, невзирая на все наши заслуги. Поэтому 2 марта 2008-го мы должны использовать шанс для своей «реабилитации» за 2 декабря 2007-го. И, придя на избирательные участки, помнить: не колба-су в магазине выбираем – свое «завтра», которое на самом деле может наступить уже завтра.
Комментарии:
Гость:
|
судя по Вашей статье мы должны предложить области голосование "за", в чем бы это ни заключалось. И что мы ставим на карту? В Вашем изложении - человек должен выбрать между собственной совестью и благами, которые можно получить, если проголосовать так, как Вам хочется. Замечательная статья - сами поняли, что написали?
|
Гость:
|
интересно а циферки для этой статьи кто считал и сколько ему за это заплатили...
бред какой то...
|
Гость:
|
"Что двигало рукой тех снежинских избирателей, которые 2 декабря 2007 года «оформили» свое волеизъявление в виде мата в бюллетене? Наверное, ухмылялись, представляя, как мэра вызовут «наверх» для «наковёрных диалогов». И ведь не деклассированные элементы придумали такой способ «протеста» – они на выборы вообще не ходят, скорее, вполне приличные современные люди. Те же, которые завалили мусором свои же дворы…" – следуя логике автора статьи, граждане Снежинска, не пожелавшие безропотно лизать зад власти лишившей их возможности цивилизованно реализовать своё конституционное право ходить на выборы или нет, виноваты во всех бедах города. Именно эти люди каждый день распивают спиртное на городских бульварах, это они громко сквернословят на улицах и расписывают стены домов, это их собаки загадили своими экскрементами наши дворы и детские площадки. Спасибо автору статьи, открыл глаза на жизнь...
|
Гость:
|
Комментарии радуют. Газету издают для дураков (читай: для начальства), а снежинцы - умные.
Молодца.
|
Гость:
|
А давайте пошлем эту статью Владимиру Владимировичу и Дмитрию Медведеву ! Во обрадуются!!![i]
|
Гость:
|
Вы не ответили на Вами же поставленные вопросы:
"Глядя на эти результаты, важно понять, являются ли они формальной оболочкой, случайностью, лишенной политического содержания, или отражают реальные и важные для общества политические процессы?" и: "Что еще могло спровоцировать протест? Недовольство политическим фоном в городе? Падение уровня жизни?"
Об "уровне жизни" Вы распространялись довольно долго, что же до политичнских убеждений, то их, по-Вашему, гражданам иметь, видимо, не положено, так что эту тему Вы для ясности замяли. И после этого сами же смеете обвинять снежинских избирателей в потребительстве и меркантильности.
Вы пишете: "не «вольемся» - сомнут". Вот Вам и ответ (если Вы в самом деле его искали), против чего, собственно, голосовали наследники романтиков, которые 2 декабря 2007 года оформили свое волеизъявление в виде мата в бюллетене. Против этой Вашей полууголовной логики.
|
Гость:
|
Ужасная статья! Как вообще Ваше перо повернулось написать такую чушь!!! Это просто немыслимо! И как Вы думаете, после этой, не побоюсь сказать, ЧУШИ кто-то пойдет на выборы? Вы просто дали поддых администрации! Гражданин, который любит свой город, не мог такое написать! Чего вы хотели ЭТИМ добиться? Вы хотябы понятие имеете о элементарной журналистской этике? Просто ВОЗМУТИТЕЛЬНО!!!
|
Гость:
|
Чтоб вас поувольняли уже всех – и жополизов-журналистов, и ваше начальство тупое и еще тупее, и их начальство, и всю наглую гадскую гебню, которой все мало власти и нефти. Сгиньте, как страшный сон.
|
Гость
Ваш комментарий будет здесь
|
|